It is proposed to examine in detail the main points of this type of retirement as an early retirement pension.

1. The duties of the employer and employees in the field of occupational safety and health

The complexity of modern production requires an integrated approach to health and safety. In these circumstances, the employer is obliged to provide:

the safety of its employees in the operation of buildings, structures, equipment, implementation of processes, etc .;

the acquisition from its own funds and the correct use of personal and collective protection of employees;

training on safe methods and techniques of work, instruction on occupational safety, verification of knowledge of labor protection requirements;

Certification of workplaces on working conditions with the subsequent certification of work on labor protection in the organization;

conduct their own expense mandatory preliminary and periodic medical examinations of employees, extraordinary medical examinations of employees in accordance with medical recommendations for preserving their place of work (position) and average earnings at the time of the passage of these medical examinations;

preventing workers to perform their work duties without passing the mandatory medical examinations, as well as in the case of medical contraindications;

to inform employees of the conditions and safety in the workplace, on the existing health risks and believe them compensation and personal protective equipment;

provision of public authorities OSH management bodies of state supervision and control over the observance of labor protection requirements of the information and documents required for the exercise of their powers;

the adoption of measures to prevent accidents, save lives and health of workers in the event of such situations, including first-aid;

investigation of accidents at work and occupational diseases;

sanitary, medical and preventive care workers in accordance with national labor protection requirements;

unhindered access of officials of public safety management, supervision and control over compliance with labor protection authorities of the RF Social Insurance Fund, as well as representatives of public control in order to conduct inspections of working conditions and safety in the organization and investigation of accidents at work and occupational diseases ;

implementation of regulations of officials of state supervision and control over the observance of labor protection requirements and consideration of public oversight bodies of representations in the terms established by law;

compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases, and others.

In accordance with the law, the responsibility for health and safety at the enterprise bears the employer, as well as all officials and, above all, - heads of departments.

In accordance with Article 214 of the Labor Code of the Russian Federation, the employee must:

abide by the rules and instructions on labor protection;

correctly apply the collective and individual protection;

place to provide first aid training to victims of an accident, instruction on safe working methods, mandatory preliminary and periodic medical examinations;

report forthwith to their immediate supervisor of any accident which occurred in the production of signs of occupational disease, as well as a situation which poses a threat to human life or health.

2. Early pension benefits under Lists №1 and №2 of persons working in hazardous working conditions. Terms of examples of occupations and positions of these lists

The main condition for the purpose of early old age retirement pension due to the special working conditions is a permanent employment in full-time employment in jobs in professions and positions provided Listings.

List number 1 includes a list of professions, positions and qualifications of those who are engaged in jobs with hazardous working conditions, in hot shops.

List number 2 includes a list of professions, positions and qualifications of those who are engaged in jobs with poor working conditions.

Lists compiled by kind of production, therefore, the right to early pension depends on the order in which the production is not available or that person, and apply to employees regardless of organizational and legal forms and forms of ownership.

And in the first and second lists have sections, which are called "general trade".

These jobs do not have to confirm the additional help that is really working in hazardous work. If the workbook is written "battery attendant" and the man worked in this specialty for 12 years and 6 months, he will be entitled to early retirement, provided for a definition of general insurance and a certain age.

See also:   How working in the men's team, I feel great!

If the employee works combines giving and not giving the right to early pension benefits (for example, work Battery attendant and mechanic), for purpose of early old age retirement pension it is necessary to document employment as a battery attendant at least 80% of the time.

Such documents may be consolidated normalization card photos of the day, working time balance calculations, work orders, standardized building, and so on. D.

If the workbook is written "bakelitchik-impregnators," that this work is necessary to confirm an additional certificate that reflects the work process. The note pointed out that the work actually performed continuously, full-time, he was busy in the impregnation of parts and products compositions containing harmful substances are below the third class of danger.

In the list there is the position of the "master of construction and mounting works", and the workbook is written simply "master". This profession also need to verify the relevant documents: certificate, job description or acts of acceptance facilities in operation, which is signed by that particular artist.

Schedule 2 provides the position number "welder", engaged in the cutting and manual welding, semi-automatic machines, as well as the automatic machines using the flux containing harmful substances are below the third class of danger.

In this case, electric and engaged in the automatic welding is required to confirm the use of fluxes containing harmful substances are below the third class of danger. All other electric and retirement benefits are provided without any additional conditions.

If an employee for employment records means to work in the position of "welder", but there are no documents about the nature of the work, to determine the right to early appointment of old-age labor is sufficient confirmation of the pension that the organization, in which he was engaged, does not automatically apply machinery or technology implemented by the organization of activities (production, operations) might not perform other welding, in addition to the manual.

If welding is done automatically, it is necessary to confirm execution of works with the use of flux, containing harmful substances are below the third class of danger.

In the absence of documentary evidence of the nature of the work it will be denied appointment early old age retirement pension.

In the future, early retirement pensions will be appointed according to a personalized account, so about their pension rights every care must be taken in advance (preferably 6 months prior to the onset of the right to a pension).

From time to time check the records that are entered in the work book: Are they appropriate for your work? Do all the necessary stamps and signatures it cost?

If necessary, please be appropriate certificate, specifying the special nature of the work performed or the working conditions necessary for the purpose of early retirement.

If we are talking about the "northern" pensions, it is necessary to see whether there is in the workbook information about the location of the organization, in their absence will also need appropriate information.

3. Ionizing radiation. Effect on the body. Security methods

Radiation (from the Latin radiatio - radiation) is characterized by radiant energy. Ionizing radiation (IR) flows is called particles and electromagnetic rays produced in nuclear transformations, i.e. as a result of radioactive decay. The most common species of ionizing radiation such as X-ray and gamma-ray fluxes of alpha particles, electrons, neutrons and protons. Ionizing radiation directly or indirectly causes the ionization of the medium, ie, formation of charged atoms or molecules - ions.

AI sources may be natural or artificial radioactive substance, various kinds of nuclear engineering installation, medicines, numerous control and measuring device (testing of metals, quality control of welded joints). They are also used in agriculture, geological exploration, with anti-static electricity and others.

Surveyors can collide with ionizing radiation while performing work on the particle accelerators (synchrotrons, synchrotrons, cyclotrons), and also in nuclear power plants, uranium mines and others.

Alpha particles are positively charged nuclei of helium atoms. These particles emitted during radioactive decay of certain elements with a large atomic number, mainly transuranic elements with an atomic number over 92. Alpha particles extend rectilinearly in media at a rate of about 20 thousand. Km / s, creating in its path high ionization density. Alpha particles, having a large mass, quickly lose their energy and therefore have little mileage: air - 20-110 mm in biological tissues - 30-150 mm, in aluminum - 10-69 mm.

See also:   dismissal of workers are on sick leave and maternity leave

Beta particles - a stream of electrons or positrons having more penetrating ionizing and less power than alpha particles. They occur in the nuclei of atoms in the radioactive decay and immediately emitted therefrom at a speed close to the speed of light. Run at medium energies of beta particles in the air is several meters in water - 2.1 cm, in human tissues - about 1 cm, metals - 1 mm.

X-ray radiation is electromagnetic radiation of high frequency and short wavelength that occurs when a material is bombarded electron flux. The most important property of X-rays is its great penetrating power. X-rays may appear in x-ray tubes, electron microscopes, high-power generators, rectifying tubes, cathode ray tubes, and others.

Gamma radiation refers to electromagnetic radiation and represents a stream of photon energy propagating speed of light. They have a shorter wavelength than X-rays. Gamma radiation passes freely through the human body and other materials without appreciable attenuation and can create secondary and scattered radiation in the media, through which passes. The intensity of gamma radiation decreases inversely with the square of the distance from the point source.

Neutron radiation - a stream of neutral particles. These particles are emitted from the nuclei of atoms with some nuclear reactions, particularly in reactions of nuclear fission of uranium and plutonium. Because neutrons have no electrical charge, neutron radiation has a high penetrating power. Depending on the kinetic energy of the neutrons are divided into fast, ultra-fast, intermediate, and slow heat. Neutron radiation is produced when the charged particle accelerators and reactors, forming the powerful streams of fast and thermal neutrons. A distinctive feature of the neutron radiation is an ability to convert atoms stable elements into their radioactive isotopes, which dramatically increases the danger of neutron irradiation.

Units radioactivity and irradiation doses. Substances capable of generating ionizing radiation differ activity (A), i.e. number of radioactive transformations per unit time. The SI unit of activity taken one nuclear transformation per second (decay / sec). This unit is called the becquerel (Bq). Extrasystemic unit of activity is curies (Ci) equal to the activity of the nuclide in which there is 3.7 × 1010 decay events per second, i.e.,

Ki = 3.7 · 1010Bk.

Unit of activity corresponds to the activity of 1 Ci r radium (Ra).

In order to characterize the notion of ionizing radiation exposure doses. There are three radiation dose: absorbed, equivalent and exposure.

The extent and form of the radial depth of lesions developing among biological objects when exposed to ionizing radiation, primarily dependent on the magnitude of absorbed radiation energy or the absorbed dose (Dpogl).

The absorbed dose - the energy absorbed by a unit mass of irradiated material.

Per unit of absorbed radiation dose received gray (Gy), measured as joules per kilogram (J / kg). Respectively

Gy = 1 J / kg.

The Radiobiology and Radiation Hygiene Widely used off-system unit of absorbed dose - rad. Glad - is such absorbed dose at which the amount of absorbed energy in 1g of any substance is 100 erg regardless of the type and energy of radiation. Proportionality warming and pleased as follows:

Gy = 100 rad.

Due to the fact that the same species of different absorbed dose of ionizing radiation is in the unit of biological tissue mass different biological effects, the concept of equivalent doses administered (Dekv) which is defined as the product of the absorbed dose to the average quality factor acting types of ionizing radiation.

The quality factor (Kkach) characterizes the dependence of adverse biological consequences of human exposure to ionizing radiation on the ability of various types of transfer of energy irradiated medium.

In essence, the biological effects caused by any of ionizing radiation, compared with the effect of X-ray and gamma radiation.

As an equivalent dose units in SI received sievert (Sv). Sievert - equivalent dose of any type of ionizing radiation absorbed by 1 kg of biological tissue and bringing the same biological effect (damage) as the absorbed photon radiation dose of 1 Gy. There is also an off-system unit of an equivalent dose of ionizing radiation - rem (roentgen equivalent). In this case, the proportionality of the following:

See also:   the talent

Dekv = Dpogl · Kkach or 1 Sv = 1 Gy · Kkach; 1 Sv = 100 rad · Kkach = 100 rem.

To estimate the equivalent dose received by a group of people (staff of the object of the national economy, the residents of the settlement, etc.), use the concept of collective dose equivalent (Dekv.k.) - is the average dose to the population, multiplied by the population (in man- sievert).

The concept of the exposure dose (Deksp) serves to characterize the X-ray and gamma-radiation and determines air ionization measure under the action of these beams. It is equal to the photon radiation dose at which a 1 kg Outside arise ions bearing electric charge into one pendant (Cl).

Accordingly Deksp = CL / CG.

Common Units exposure dose of X-ray and gamma radiation is X-ray (P).

In this case, the proportionality of the following:

P = 2,58 · 10-4 C / kg or 1 C / kg = 3.88 x 103 P.

Absorbed, equivalent and exposure dose, referenced to the unit of time, are called power appropriate doses.

for example

. Power absorbed dose (Rpogl) - Gy / s or rad / s.

. Equivalent dose (Rekv) - Sv / s or rem / s.

Exposure dose (Reksp) - C / (kg · s) or F / sec.

The following relations can be used to simplify the evaluation of uniformity of ionizing radiation information.

. 1 Gy = 100 rem = 100 P = 100 rad = 1 Sv (up to 10-15%);

. contamination density of 1 Ci / m2 of exposure dose equivalent to 10 R / h, or the exposure dose of ionizing radiation 1 R / hr corresponds contamination 10 uCi / cm2.

There are two kinds of effects on the body effect of ionizing radiation: the somatic and genetic. When somatic effects the consequences manifest themselves in the irradiated, a genetic - his offspring. Systemic effects may be early or distant. Early occur in a period of several minutes up to 30-60 days after irradiation. These include redness and peeling of the skin, cataract eye, defeat of the hematopoietic system, radiation sickness, death. Distant somatic effects appear months or years after exposure in the form of persistent changes in the skin, malignancies, reduced immunity, reduced life expectancy.

When studying the effect of radiation on the body have been identified following features:

. High efficiency energy absorbed, even small amounts of it can cause profound biological changes in the body.

. A hidden (incubation) period manifestations effects of ionizing radiation.

. Action on small doses can stack or pile.

. Genetic effects - effects on offspring.

. Various organs of a living organism are its sensitivity to radiation.

. Not every organism (person) as a whole are equally responsive to radiation.

. Irradiation depends on the impact frequency. When the same dose of radiation harmful effects will be smaller than the fractional it is received in time.

Ionizing radiation can affect the body as in the outer (especially X-ray and gamma radiation), and at the inner (especially alpha particles) irradiation. Internal exposure occurs by ingestion of the body through the lungs, skin and digestive organs of ionizing radiation sources. Internal exposure is more dangerous than external, have been trapped inside the IRS is subjected to continuous irradiation does not protected internal organs.

Under the influence of ionizing radiation water being part of the human body, is cleaved and the formation of ions with different charges. The resulting free radicals and oxidizing agents interact with the molecules of the organic substances tissue oxidizing and destroying it. Disturbed metabolism. There are changes in the blood - reduces the level of red blood cells, white blood cells, platelets and neutrophils. The defeat of the blood destroys the human immune system and lead to infectious complications.

Local lesions are characterized by radiation skin burns and mucous membranes. In severe burns are formed swellings, bubbles may dying tissue (necrosis).

Deadly absorbed dose for the individual body parts of the following:

head - 20 Gy;

lower abdomen - 50 Gy;

chest -100 Gy;

limbs - 200 Gy.

Upon irradiation doses, 100-1000 times higher than a lethal dose, a person can die during exposure ( "death under the ray").

Depending on the type of ionizing radiation can be different protection measures: reducing exposure time, increase the distance from the sources of ionizing radiation, ionizing radiation barrier, sealing of ionizing radiation sources, equipment, and design of protective equipment, the organization of radiation monitoring, hygiene and sanitation measures.



leave a comment

Your email will not be published

This site uses the Akismet spam filter. Learn how to handle your data comments .

Прелагаем подробно рассмотреть основные моменты такого вида выхода на пенсию как досрочная пенсия.

1.Обязанности работодателя и работников в области охраны труда

Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях, работодатель обязан обеспечить:

безопасность своих работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов и др.;

приобретение за счет собственных средств и правильное применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с государственными требованиями охраны труда;

беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

В соответствии с законодательством, ответственность за охрану труда на предприятии несёт работодатель, а также все должностные лица и, прежде всего, — руководители структурных подразделений.

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации, работник обязан:

соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;

правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

проходить обучение по оказанию доврачебной помощи пострадавшим от несчастного случая, инструктаж по безопасным приемам труда, обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;

немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.

2.Досрочное пенсионное обеспечение по спискам №1 и №2 лиц, работающих во вредных условиях труда. Условия предоставления, примеры профессий и должностей из этих списков

Основным условием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах в профессиях и должностях, предусмотренных Списками.

Список № 1 включает перечень профессий, должностей и специальностей тех, кто занят на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах.

Список № 2 включает перечень профессий, должностей и специальностей тех, кто занят на работах с тяжелыми условиями труда.

Списки составлены по видам производств, поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение зависит от того, в каком производстве занят тот или иной человек, и применяются к работникам независимо от и организационно-правовых форм и форм собственности.

И в первом, и во втором списках есть разделы, которые называются «общие профессии».

Эти профессии не надо подтверждать дополнительной справкой, что действительно работали на вредном производстве. Если в трудовой книжке записано «аккумуляторщик» и мужчина проработал по этой специальности 12 лет и 6 месяцев, он получает право на досрочную пенсию при условии выработки определенного общего страхового стажа и достижения определенного возраста.

Смотри еще:  Как избавиться от стрессовых ситуаций на работе

Если же работник совмещает работы, дающие и не дающие право на досрочное пенсионное обеспечение (например, работу аккумуляторщика и слесаря), то для назначения досрочной трудовой пенсии по старости ему необходимо документально подтвердить занятость в качестве аккумуляторщика не менее 80% рабочего времени.

Такими документами могут быть сводные нормировочные карты фотографии рабочего дня, расчеты баланса рабочего времени, наряды на выполнение работ, нормированные здания и т. д.

Если в трудовой книжке записано «бакелитчик-пропитчик», то эту работу необходимо подтвердить дополнительной справкой, отражающей технологический процесс работы. В справке указать, что работа действительно выполнялась постоянно, полный рабочий день он был занят на пропитке деталей и изделий составами, содержащими вредные вещества не ниже 3-го класса опасности.

В списке есть должность «мастер строительных и монтажных работ», а в трудовой книжке записано просто «мастер». Эту профессию также необходимо подтвердить соответствующими документами: справкой, должностной инструкцией или актами приемки объектов в эксплуатацию, которые подписывал этот конкретный мастер.

По Списку № 2 предусмотрена должность «электрогазосварщик», занятый на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности.

При этом электрогазосварщикам, занятым на автоматической сварке, требуется подтвердить применение флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности. Всем другим электрогазосварщикам пенсионные льготы предоставляются без дополнительных условий.

Если работник по записям в трудовой книжке значился работающим в должности «электрогазосварщик», но отсутствуют документы о характере выполняемой работы, то для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости достаточно подтверждения, что в организации, в которой он был занят, не применялись автоматические машины либо по технологии осуществляемых организацией видов деятельности (производств, работ) не могла выполняться другая сварка, кроме ручной.

Если же производилась автоматическая сварка, то необходимо подтверждение выполнения работ с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности.

При отсутствии документального подтверждения характера выполняемых работ ему будет отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В дальнейшем досрочные трудовые пенсии будут назначаться только по данным персонифицированного учета, поэтому о своих пенсионных правах каждому надо позаботиться заранее (желательно за 6 месяцев до наступления права на пенсию).

Время от времени сверять записи, которые вносятся в трудовую книжку: соответствуют ли они выполняемой вами работе? Все ли нужные печати и подписи в ней стоят?

При необходимости запаситесь соответствующей справкой, уточняющей особый характер выполняемой работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения пенсии.

Если речь идет о «северной» пенсии, необходимо посмотреть, имеются ли в трудовой книжке сведения о месте нахождения организации, при их отсутствии будет также необходима соответствующая справка.

3.Ионизирующие излучения. Действие на организм. Способы защиты

Радиация (от латинского radiatio — излучение) характеризуется лучистой энергией. Ионизирующим излучением (ИИ) называют потоки частиц и электромагнитных квантов, образующихся при ядерных превращениях, т.е. в результате радиоактивного распада. Чаще всего встречаются такие разновидности ионизирующих излучений, как рентгеновское и гамма-излучения, потоки альфа-частиц, электронов, нейтронов и протонов. Ионизирующее излучение прямо или косвенно вызывает ионизацию среды, т.е. образование заряженных атомов или молекул — ионов.

Источниками ИИ могут быть природные и искусственные радиоактивные вещества, различного рода ядерно-технические установки, медицинские препараты, многочисленные контрольно-измерительные устройства (дефектоскопия металлов, контроль качества сварных соединений). Они используются также в сельском хозяйстве, геологической разведке, при борьбе со статическим электричеством и др.

Геодезисты могут сталкиваться с ионизирующими излучениями при выполнении работ на ускорителях заряженных частиц (синхрофазотронах, синхротронах, циклотронах), а также на атомных электростанциях, на урановых рудниках и др.

Альфа-частицы представляют собой положительно заряженные ядра атомов гелия. Эти частицы испускаются при радиоактивном распаде некоторых элементов с большим атомным номером, в основном это трансурановые элементы с атомными номерами более 92. Альфа-частицы распространяются в средах прямолинейно со скоростью около 20 тыс. км/с, создавая на своём пути ионизацию большой плотности. Альфа-частицы, обладая большой массой, быстро теряют свою энергию и поэтому имеют незначительный пробег: в воздухе — 20-110 мм, в биологических тканях — 30-150 мм, в алюминии — 10-69 мм.

Смотри еще:  ФРАЗЫ НА СОБЕСЕДОВАНИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Бета-частицы — это поток электронов или позитронов, обладающий большей проникающей и меньшей ионизирующей способностью, чем альфа-частицы. Они возникают в ядрах атомов при радиоактивном распаде и сразу же излучаются оттуда со скоростью, близкой к скорости света. При средних энергиях пробег бета-частиц в воздухе составляет несколько метров, в воде — 1-2 см, в тканях человека — около 1 см, в металлах — 1 мм.

Рентгеновское излучение представляет собой электромагнитное излучение высокой частоты и с короткой длиной волны, возникающее при бомбардировке вещества потоком электронов. Важнейшим свойством рентгеновского излучения является его большая проникающая способность. Рентгеновские лучи могут возникать в рентгеновских трубках, электронных микроскопах, мощных генераторах, выпрямительных лампах, электронно-лучевых трубках и др.

Гамма-излучение относится к электромагнитному излучению и представляет собой поток квантов энергии, распространяющихся со скоростью света. Они обладают более короткими длинами волн, чем рентгеновское излучение. Гамма-излучение свободно проходит через тело человека и другие материалы без заметного ослабления и может создавать вторичное и рассеянное излучение в средах, через которые проходит. Интенсивность облучения гамма-лучами снижается обратно пропорционально квадрату расстояния от точечного источника.

Нейтронное излучение — это поток нейтральных частиц. Эти частицы вылетают из ядер атомов при некоторых ядерных реакциях, в частности, при реакциях деления ядер урана и плутония. Вследствие того, что нейтроны не имеют электрического заряда, нейтронное излучение обладает большой проникающей способностью. В зависимости от кинетической энергии нейтроны условно делятся на быстрые, сверхбыстрые, промежуточные, медленные и тепловые. Нейтронное излучение возникает при работе ускорителей заряженных частиц и реакторов, образующих мощные потоки быстрых и тепловых нейтронов. Отличительной особенностью нейтронного излучения является способность превращать атомы стабильных элементов в их радиоактивные изотопы, что резко повышает опасность нейтронного облучения.

Единицы измерения радиоактивности и доз облучений. Вещества, способные создавать ионизирующие излучения, различаются активностью (А), т.е. числом радиоактивных превращений в единицу времени. В системе СИ за единицу активности принято одно ядерное превращение в секунду (распад/с). Эта единица получила название беккерель (Бк). Внесистемной единицей измерения активности является кюри (Ки), равная активности нуклида, в котором происходит 3,7 · 1010 актов распада в одну секунду, т.е.

Ки = 3,7·1010Бк.

Единице активности кюри соответствует активность 1 г радия (Rа).

Для характеристики ионизирующих излучений введено понятие дозы облучения. Различают три дозы облучения: поглощённая, эквивалентная и экспозиционная.

Степень, глубина и форма лучевых поражений, развивающихся среди биологических объектов при воздействии на них ионизирующего излучения, в первую очередь зависят от величины поглощённой энергии излучения или поглощённой дозы (Дпогл).

Поглощённая доза — энергия, поглощённая единицей массы облучаемого вещества.

За единицу поглощённой дозы облучения принимается грей (Гр), определяемый как джоуль на килограмм (Дж/кг). Соответственно

Гр = 1 Дж/кг.

В радиобиологии и радиационной гигиене широкое применение получила внесистемная единица поглощённой дозы — рад. Рад — это такая поглощённая доза, при которой количество поглощённой энергии в 1г любого вещества составляет 100 эрг независимо от вида и энергии излучения. Соразмерность грея и рада следующая:

Гр= 100 рад.

В связи с тем, что одинаковая поглощённая доза различных видов ионизирующего излучения вызывает в единице массы биологической ткани различное биологическое действие, введено понятие эквивалентной дозы (Дэкв), которая определяется как произведение поглощённой дозы на средний коэффициент качества действующих видов ионизирующих излучений.

Коэффициент качества (Ккач) характеризует зависимость неблагоприятных биологических последствий облучения человека от способности ионизирующего излучения различного вида передавать энергию облучаемой среде.

По существу, биологические эффекты, вызываемые любыми ионизирующими излучениями, сравниваются с эффектом от рентгеновского и гамма-излучения.

В качестве единицы измерения эквивалентной дозы в системе СИ принят зиверт (Зв). Зиверт — эквивалентная доза любого вида ионизирующего излучения, поглощённая 1 кг биологической ткани и приносящая такой же биологический эффект (вред), как и поглощённая доза фотонного излучения в 1 Гр. Существует также внесистемная единица эквивалентной дозы ионизирующего излучения — бэр (биологический эквивалент рентгена). При этом соразмерность следующая:

Смотри еще:  РАБОТА ТРЕНЕРОМ ФИТНЕСА

Дэкв = Дпогл ·Ккач или 1 Зв = 1 Гр · Ккач; 1 Зв = 100 рад · Ккач = 100 бэр.

Для оценки эквивалентной дозы, полученной группой людей (персонал объекта народного хозяйства, жители населённого пункта и т.п.), используется понятие коллективная эквивалентная доза (Дэкв.к.) — это средняя для населения доза, умноженная на численность населения (в человеко-зивертах).

Понятие экспозиционная доза (Дэксп) служит для характеристики рентгеновского и гамма-излучения и определяет меру ионизации воздуха под действием этих лучей. Она равна дозе фотонного излучения, при котором в 1 кг атмосферною воздуха возникают ионы, несущие заряд электричества в 1 кулон (Кл).

Соответственно Дэксп = КЛ/КГ.

Внесистемной единицей экспозиционной дозы рентгеновского и гамма-излучения является рентген (Р).

При этом соразмерность следующая:

Р = 2,58 · 10-4 Кл/кг или 1 Кл/кг =3,88 · 103 Р.

Поглощённая, эквивалентная и экспозиционная дозы, отнесённые к единице времени, носят название мощности соответствующих доз.

Например

. Мощность поглощённой дозы (Рпогл) — Гр/с или рад/с.

. Мощность эквивалентной дозы (Рэкв) — Зв/с или бэр/с.

Мощность экспозиционной дозы (Рэксп) — Кл/(кг · с) или Р/с.

Для упрощенной оценки информации по однотипному ионизирующему излучению можно использовать следующие соотношения.

. 1 Гр = 100 бэр = 100 Р = 100 рад = 1 Зв (с точностью до 10-15%);

. радиоактивное загрязнение плотностью 1 Ки/м2 эквивалентно мощности экспозиционной дозы 10 Р/ч, или мощность экспозиционной дозы ионизирующего излучения 1 Р/ч соответствует загрязнению в 10 мкКи/см2.

Различают два вида эффекта воздействия на организм ионизирующих излучений: соматический и генетический. При соматическом эффекте последствия проявляются непосредственно у облучаемого, при генетическом — у его потомства. Соматические эффекты могут быть ранними или отдалёнными. Ранние возникают в период от нескольких минут до 30-60 суток после облучения. К ним относят покраснение и шелушение кожи, помутнение хрусталика глаза, поражение кроветворной системы, лучевая болезнь, летальный исход. Отдалённые соматические эффекты проявляются через несколько месяцев или лет после облучения в виде стойких изменений кожи, злокачественных новообразований, снижения иммунитета, сокращения продолжительности жизни.

При изучении действия излучения на организм были выявлены следующие особенности:

. Высокая эффективность поглощённой энергии, даже малые её количества могут вызвать глубокие биологические изменения в организме.

. Наличие скрытого (инкубационного) периода проявления действия ионизирующих излучений.

. Действие от малых доз может суммироваться или накапливаться.

. Генетический эффект — воздействие на потомство.

. Различные органы живого организма имеют свою чувствительность к облучению.

. Не каждый организм (человек) в целом одинаково реагирует на облучение.

. Облучение зависит от частоты воздействия. При одной и той же дозе облучения вредные последствия будут тем меньше, чем более дробно оно получено во времени.

Ионизирующее излучение может оказывать влияние на организм как при внешнем (особенно рентгеновское и гамма-излучение), так и при внутреннем (особенно альфа-частицы) облучении. Внутреннее облучение происходит при попадании внутрь организма через лёгкие, кожу и органы пищеварения источников ионизирующего излучения. Внутреннее облучение более опасно, чем внешнее, так как попавшие внутрь ИИИ подвергают непрерывному облучению ничем не защищённые внутренние органы.

Под действием ионизирующего излучения вода, являющаяся составной частью организма человека, расщепляется и образуются ионы с разными зарядами. Полученные свободные радикалы и окислители взаимодействуют с молекулами органического вещества ткани, окисляя и разрушая её. Нарушается обмен веществ. Происходят изменения в составе крови — снижается уровень эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и нейтрофилов. Поражение органов кроветворения разрушает иммунную систему человека и приводит к инфекционным осложнениям.

Местные поражения характеризуются лучевыми ожогами кожи и слизистых оболочек. При сильных ожогах образуются отёки, пузыри, возможно отмирание тканей (некрозы).

Смертельные поглощённые дозы для отдельных частей тела следующие:

голова — 20 Гр;

нижняя часть живота — 50 Гр;

грудная клетка -100 Гр;

конечности — 200 Гр.

При облучении дозами, в 100-1000 раз превышающую смертельную дозу, человек может погибнуть во время облучения («смерть под лучом»).

В зависимости от типа ионизирующего излучения могут быть разные меры защиты: уменьшение времени облучения, увеличение расстояния до источников ионизирующего излучения, ограждение источников ионизирующего излучения, герметизация источников ионизирующего излучения, оборудование и устройство защитных средств, организация дозиметрического контроля, меры гигиены и санитарии.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru